Печать

Системы интегрированной логистической поддержки для наукоемких изделий на постпроизводственных стадиях жизненного цикла

Концептуальное проектирование и разработка системо-технических решений (функциональных моделей, типовых бизнес-процессов, методик, расчетных задач) создания системы ИЛП изделий

Оценка стоимости жизненного цикла (стоимости «владения») изделий

Разработка и внедрение информационно-управляющих систем для планирования и анализа технического обслуживания и ремонта, планирования материально-технического обеспечения эксплуатации и ремонта изделий

Концептуальное проектирование и разработка системо-технических решений (функциональных моделей, типовых бизнес-процессов, методик, расчетных задач) создания системы ИЛП изделий

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП).

Основными целями системы ИЛП являются:
- влияние на разработку/проектирование для обеспечения оптимальной эксплуатации;
- определение и уточнение ресурсов обеспечения жизненного цикла;
- поставка необходимых ресурсов с минимальными затратами в течение всего срока службы продукции.

Суть системы интегрированной логистической поддержки иллюстрирует следующая схема (Рис. 1).

Интегрированная логистическая поддержка

Рисунок 1. Схема интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции.

Опыт работы нашей организации по концептуальному проектированию и реализации систем ИЛП свидетельствует о том, что реализация даже отдельных элементов системы, ориентированных на их перспективное комплексное применение, способно принести компаниям значительный экономический эффект долгосрочного характера.

Преимущества от системной реализации мероприятий по формированию конструкторской документации в электронном виде с последующим ее использованием в ходе жизненного цикла наукоемкой продукции определяются масштабностью внедрения. Опыт показывает, что чем крупнее корпорация (компания), тем выше эффект. В общем случае очевидные преимущества формулируются таким образом (рис. 2):
- интегрируются разрозненные информационные ресурсы в единую корпоративную систему;
- формируется качественно новый уровень управления конструкторской документацией (актуализация, создание новой, архивация, тиражирование, доступ, обмен, согласование и т.д.);
- обеспечивается оперативность информационного взаимодействия различных корпоративных структур (разработчиков, производителей, дилеров, сервисеров).

Схема управления электронной конструкторской документацией

Рисунок 2. Структурная схема управления электронной конструкторской документацией наукоемкой продукции.

Комплексная реализация системы ИЛП позволяет:
- обеспечить системность мероприятий по повышению надежности продукции;
- существенно сократить издержки на стадиях жизненного цикла продукции;
- обеспечить надлежащее качество эксплуатации (использования) продукции потребителем;
- повысить рыночную привлекательность и конкурентоспособность продукции.

Все это создает условия роста стоимости бизнеса компаний, повышает их клиентоориентированность.

Специалисты нашего Центра готовы выполнить весь спектр работ по концептуальному проектированию и разработке системо-технических решений (функциональных моделей, типовых бизнес-процессов, методик, расчетных задач) создания системы ИЛП изделий на базе комплекса международных и отечественных нормативно-технических документов (рис.3).

Базовые документы ИЛП

Рисунок 3. Базовые документы ИЛП

Оценка стоимости жизненного цикла (стоимости «владения») изделий

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его жизненного цикла (ЖЦ). Эти затраты складываются из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечении срока службы (рис.4).

Основные составляющие стоимости жизненного цикла

Рисунок 4. Основные составляющие стоимости жизненного цикла наукоемкой продукции

Для наукоемкой продукции, имеющей длительный срок использования (от 10 лет), затраты на постпроизводственных стадиях ЖЦ, связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии (состоянии готовности к использованию), могут значительно превышать затраты на приобретение (Рис. 5).

Роль и место послепродажного обслуживания в жизненном цикле

Рисунок 5. Роль и место послепродажного обслуживания в жизненном цикле наукоемкой продукции

Как правило, деятельность производственных предприятий по обеспечению качественного сервиса наукоемкой продукции является затратной, создающей трудно предсказуемые проблемы для бизнеса и приводящие к финансовым потерям. Необходимость постоянного поиска резервов эффективности сервисных мероприятий требует разработки и реализации структурированного методического аппарата по оценке стоимости жизненного цикла продукции и мероприятий по поддержанию его в готовности к использованию по предназначению.

Суть методического аппарат заключается не только в анализе и планировании затрат, связанных с оказанием сервисных услуг, но и в оценке вероятных рисков и фактическом управлении услугами за счет определения оптимального баланса между затратами на их выполнение и рисками возникновения потерь в конкретных существующих условиях и ограничениях (рис. 6). 

Концептуальный облик методики оценки стоимости ЖЦ

Рисунок 6. Концептуальный облик методики оценки стоимости ЖЦ

Специалисты нашего Центра готовы выполнить весь спектр работ по разработке структурированного методического аппарата оценки стоимости жизненного цикла продукции и мероприятий по поддержанию его в готовности к использованию по предназначению, который позволит не только ответить на вопросы: Какой уровень надежности достижим при определенных показателях предоставления сервиса? Как обеспечить надлежащую эффективность сервиса? Какой объем финансирования нужен «в идеале»?, но и создать предпосылки к повышению качества продукции и услуг Вашей компании.

Разработка и внедрение информационно-управляющих систем для планирования и анализа технического обслуживания и ремонта, планирования материально-технического обеспечения эксплуатации и ремонта изделий

Основу взаимодействия структурных элементов системы ИЛП составляет информационно-управляющая система. В ней реализуется главное правило: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе жизненного цикла, сохраняется и становится доступной всем участникам в соответствии с имеющимися у них правами (уровнями) доступа к информации (рис. 7).

Структурная схема организации информационно-управляющей системы

Рисунок 7. Структурная схема организации информационно-управляющей системы.

В качестве инструментария информационно-управляющей системы целесообразно комплексирование автоматизированных информационных систем планирования и управления ресурсами предприятий (MRP/ERP) с системами управления услугами (поставкой, обслуживанием, ремонтом, утилизацией, информационной поддержкой, обучением специалистов и пр.), которое позволяет обеспечить сквозную оптимизацию материальных потоков и ресурсов на всех стадиях жизненного цикла.

Ресурсы указанных систем направлены на реализацию базовых функциональных моделей и автоматизацию типовых бизнес-процессов, методик и расчетных задач, к которым относятся:
- формирование структурной модели изделия;
- определение показателей надежности изделия;
- регламентирование процессов использования изделия;
- оценка стоимости жизненного цикла изделия;
- мониторинг состояния изделия в ходе жизненного цикла;
- планирование использования изделия и мероприятий по подержанию его в работоспособном состоянии;
- логистика использования изделия;
- модернизация изделия и средств поддержания его в работоспособном состоянии и др.

Специалисты нашего Центра готовы провести информационное обследование Вашей компании, разработать логическую структуру информационно-управляющей системы, сформировать и разработать комплекс функциональных модулей в интересах автоматизации решаемых задач на базе современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе базовых информационно-защищенных компьютерных технологий, в соответствии с требованиями отечественных стандартов серий ЕСКД, автоматизированные системы, ЕСПД и др.